В некоторых главах этой книги имеется упоминание, что некая деталь, узел или комплект удовлетворяет инструкциям ЕХК ООН, иногда указаниям ЕХО. Необходимо разъяснить их значение.
С развитием двигателестроения в отдельных странах возникали технические инструкции, указывающие в каком направлении необходимо развивать конструкции транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания с целью обеспечения безопасности эксплуатации, пассажиров и окружающей среды. Возможно, что эти инструкции в отдельных государствах друг от друга первоначально сильно отличались. Это тормозило импорт и экспорт транспортных средств, так как надо было приспосабливать транспортные средства для каждой страны согласно местным инструкциям.
В стремлении упростить ситуацию в рамках Европейской хозяйственной комиссии (ЕХК) ООН возникли органы, на которые возложили миссию объединить различные национальные инструкции и тем самым облегчить, упростить и удешевить утверждение импортных транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания. Результатом реализации данных стремлений было так называемое Женевское соглашение о взаимном признании омологации оснащения и узлов транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания. Государства, вступившие в соглашение (а Чехословакия была одним из первых), обязались выдавать разрешение на эксплуатацию в собственных странах только тем транспортным средствам, которые удовлетворяют унифицированным требованиям ЕХК ООН. Поэтому транспортные средства и их оснащение перед поступлением в продажу должны пройти официальную проверку (омологацию) в авторизированной испытательной станции какого-нибудь государства – члена соглашения. Выданные протоколы взаимно признаются. Испытательные станции отдельных стран имеют свой номер, который ставится за литерой Е и вместе с ней помещается в кружок. За Чехией закреплен номер 8. Омологическое обозначение должно присутствовать на каждом изделии. Цифры, следующие за вводным обозначением относятся к унифицированным постановлениям.
Чехия включила большинство инструкций ЕХК ООН и указаний ЕХО в национальные инструкции. Количество проставленных омологических символов является свидетельством, по которому можно судить, насколько транспортное средство безопасно с точки зрения эксплуатации и по отношению к окружающей среде. Как каждый изготовитель автомобилей, так и "ШКОДА – АО автомобильный завод", стремится к тому, чтобы его изделия удовлетворяли по возможности наибольшему количеству инструкций ЕХК ООН и указаний ЕХО.
Инструкции ЕХК ООН и по большей части эквивалентные указания ЕХО можно различить или по испытательной станции, рассматривающей их исполнение, или по гаранту, заказывающему выполнение испытаний.
Испытания, удовлетворяет ли автомобиль Шкода Октавия как одно целое инструкциям ЕХК ООН, проводил Пражский Институт исследования транспортных устройств с двигателем внутреннего сгорания (UVMV). Он оценивает, например, и детские стульчики и похожие компоненты, устанавливаемые на автомобиль индивидуально или дополнительно, по заявкам производителей этих изделий.
Омологацию осветительных приборов осуществляет в Чехии Электротехнический исследовательский институт (EZU). Инструкции ЕХК ООН обозначаются ЕСЕ R и номером, соответствующим детали либо узлу, и инструкции испытательной станции. Например: ЕСЕ R. 10 – подавление помех электропроводки, ЕСЕ R 83 – эмиссия в выхлопных газах, ЕСЕ R 8 – галогенные главные лампы и т.п.
Соответствие указаниям ЕХО (Европейское хозяйственное общество) на упомянутом типе автомобиля проверял германский исследовательский институт TUM. За испытание упругих элементов на соответствие ЕСЕ R 30 отвечает Institute of Rubber Techology and Testing (IGTT), т.е. Институт технологии и испытания упругих элементов. Автомобили Шкода типового ряда Октавия удовлетворяют 42 инструкциям ЕХК ООН и 45 указаниям ЕХО, иными словами всем инструкциям, к которым Чехия примкнула и которые относятся к легковым автомобилям. Принимая во внимание слишком большое разнообразие и количество, здесь не приводится описание отдельных знаков.